Расон — город прямого подчинения в КНДР, граничащий с китайской провинцией Цзилинь и Приморским краем в России. Регион отделился от провинции Хамгён-Пукто в 1993 году, получив название «Раджин-Сонбон», которое в 2000 году сократилось до «Расон». В Южной Корее принято произношение Насон.
В 1991 году он получил статус особой экономической зоны. В январе 2011 года власти Северной Кореи издали распоряжении о присвоении Расону статуса «особого города», где большая часть ограничений на ведение бизнеса будет снята.
В СМИ регулярно появляются сообщения о подготовке к реконструкции и модернизации железнодорожной системы между Расоном и российским посёлком Хасаном, которая была разрушена в 50-е. Упоминается, что товарооборот между Россией и Северной Кореей в таком случае может увеличиться также за счет того, что власти страны согласились открыть порт Расона для иностранных судов.

Универсальный перегрузочный комплекс навалочных грузов
ПИРС № 3
Причал № 1,2
Специализация: переработка угля, кокса.
Пропускная способность: 4 млн. тонн в год.
Характеристика причалов:
Длина — 438 метров
Глубина — 12 метров
Технологическое обеспечение перегрузочных работ:
Открытые складские площади 36,8 тыс. м/кв;
Портальные краны – 5 единиц грузоподъемностью до 40 тонн;
Мобильные перегружатели – 7 единиц грузоподъемностью 14, 5 тонн.
Бульдозеры, мощн. 70-80 л/с — 3 ед.,
— Ковшевой погрузчик типа «Doosan Mega 400V», объем ковша 4,7м3, двигатель 281 л.с. — 3 ед.,
— Роторно-дробильная установка типа «Giporec R131C» объем бункера 5м/кб, пр-ть 300т/ч, мощность дв. 431л/с – 4 ед.,
— Седельный тягач типа «Iveco» мощность двигателя 430л/с — 6 ед.,
— Прицеп самосвальный типа «Fliegl DHKS350» объем кузова 30м/кб – 7 ед..

Справка проектных показателей терминала

Планируемый грузооборот комплекса должен составить 4 млн. тн угля в год на экспорт.
Режим работы комплекса – круглогодичный, круглосуточный, трехсменный.
Общая площадь территории, занимаемой угольным комплексом, составит порядка 14 га.
Угольный комплекс предназначен для выгрузки угля из железнодорожных вагонов, кратковременного хранения и погрузки на морские суда и состоит из следующих основных объектов:
1. Железнодорожный грузовой фронт (железнодорожные грузовые фронты разгрузки вагонов);
2. Открытый склад;
3. Морской грузовой фронт
4. Механизация выгрузки угля из вагонов и погрузки судов, техника и оборудование для внутрипортового перемещения грузов.

Основное технологическое оборудование угольного комплекса составляет:
портальные краны г/п 20/40т (типа Кондор или Тукан) и мобильные гусеничные и колесные перегружатели типа Мантсинен 80.
1. Железнодорожный грузовой фронт
Железнодорожный грузовой фронт комплекса состоит из трех зон: одна – на пирсе, под порталами портальных кранов (ЖГФ 1) и две – в тыловой части комплекса (ЖГФ №№ 2 и 3).
Вместимость каждого из фронтов составляет по 18 вагонов и при количестве подач на ЖГФ №№ 2 и 3 – до 5 ед. сцепок и по 3 подачи в среднем на ЖГФ № 1 пропускная способность ЖГФ составит 4,0 — 4,2 млн. т/год.
2. Склад и складская механизация
Общая площадь для хранения штабелей угля составит 36,8 тыс. м 2, при вместимости складских площадок до 236 тыс. тн, в том расположенных на пирсе и обеспечивающих накопление необходимых судовых партий груза, составляет около 128 тыс. тн. Пропускная способность склада угля будет соответствовать заданному объему перевалки угля через терминал – 4,0 млн. тн/год.
Все складские площадки комплекса снабжены ограждающими стенками, в том числе и для складирования разных марок угля.
На складских операциях предусматривается применение грейферных мобильных перегружателей, обеспечивающих разборку штабеля и подачу груза на внутрипортовый транспорт для его последующей транспортировки к причальному грузовому фронту или на иную складскую площадку с соответствующей маркой угля или доработки углей.
3. Морской грузовой фронт
Морской грузовой фронт угольного комплекса включает в себя один пирс с двумя причалами протяженность причального фронта 438 м. Длина и проектная глубина рассчитана на прием и обработку типов судов дедвейтом от 20 до 40 тыс. тн. Причальная стенка позволит пришвартовать одновременно два судна типа СН-40, максимальной длинной 188 м и осадкой до 11,5 м.
Для погрузки судов на морском грузовом фронте (МГФ) предлагается использование портальных кранов с электропитанием по кабелю типа «Тукан 1500» на рельсовом ходу с грузоподъемностью грейферов — 20 тн и максимальном вылете до 32 м. Норма погрузки и разгрузки угля будет соответствовать 500 тонн/час. Это позволит иметь пропускную способность причального фронта — 4,025 млн. тн/год при общем количестве заходов судов на комплекс — 145 судов в год.
4. Перегрузочное оборудование для складских площадок
Мобильные полноповоротные перегружатели фирмы Mantsinen.будут использоваться как для формирования штабелей, так и при разгрузке полувагонов. Кроме указанного оборудования, в формировании/расформировании штабелей планируется использование ковшевых погрузчиков и бульдозеров.
На зачистке открытых площадок склада от остатков груза, при переходе от одной марки угля к другой будут заняты бульдозеры.
Для внутрипортового транспортирования угля от различных участков ЖГФ до штабелей хранения или между тыловыми и прикордонными штабелями предлагается использование дизельных седельных тягачей с полуприцепами-самосвалами емкостью кузова до 30 м/кв.

Гудят пароходы и поезда: РЖД построило в Северной Корее железную дорогу и порт

Новая железная дорога, мосты, три тоннеля, 12 водопропускных труб и многое другое построили российские железнодорожники в Северной Корее. В субботу, 18 июля, несколько тысяч жителей маленького приграничного городка Расона собрались в порту одного из районов — Раджина. Здесь торжественно открыли грузовой терминал. Через него российский уголь пойдет во все концы Азиатско-Тихоокеанского региона. Посмотреть на новый транспортный узел удалось и корреспондентам VL.ru.

Еще в марте 2006 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и тогдашний министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам подписали протокол, по которому решили вложить средства в реконструкцию дороги «Хасан — Туманган — Раджин» (первый участок в общем проекте реконструкции Транскорейской дороги), а также пирса № 3. На последнем запланировали сделать современный перегрузочный комплекс. Уже в октябре 2008 года начались работы на железнодорожных путях, которыми по договору аренды еще 49 лет будет владеть Россия. Станцию Раджин открыли в прошлом году. А одноименный порт — в субботу.

По торжественному поводу на пирсе собрались официальные лица России и КНДР, бизнесмены (в том числе и из Южной Кореи, заинтересованной в перевозках угля и контейнеров). Массово пришел и простой люд — кто-то стоял на 30-градусной жаре в военной форме, кто-то надел «выходные» костюмы. Женщины нарядились в чогори и чхима — пышные и яркие национальные блузы и юбки.

Раджином называется узловая станция Корейских железных дорог, а также район города Расон (производное от районов Раджин и Сонбон). В самом городе, граничащем с провинцией Цзилинь (КНР) и нашим Хасанским районом, живет около 190 тысяч человек. В местных магазинчиках кроме северокорейских вон берут и китайские юани. А вот рубли среди здешних субъектов малого бизнеса не в ходу. Зато российские деньги с удовольствием осваивает созданное весной 2008 года для управления грандиозными проектами совместное предприятие «РасонКонТранс». 70 % уставного капитала в нем принадлежит «нашим», 30 % — северокорейцам.

Вообще-то изначально предполагалось, что терминал будет контейнерным, но, как отмечают в «РЖД», контейнеропригодные грузы прежде всего производятся в Южной Корее. Политическая ситуация на Корейском полуострове тем временем остается непростой, и на торговый поток в таких условиях рассчитывать не стоит. «В один из пиков напряженности мы, обсудив ситуацию с северокорейскими коллегами, решили переключиться на навалочные, сыпучие грузы. Они имеют куда более широкую адресацию, чем контейнерные из Южной Кореи. И это позволяет нам загрузить порт. Мы не исключаем и, более того, надеемся, что контейнерные грузы пойдут. Тогда будем делать еще один терминал», — сказал президент акционерного общества Владимир Якунин.

Отметим, что в 2011 году власти приграничного государства приняли закон, связанный с расонской зоной особого экономического значения. Большую часть ограничений на ведение бизнеса сняли. И город юридически получил возможности для получения инвестиций от иностранных лиц.

«До мая текущего года город Расон получил в целом 410 миллионов евро, — рассказал начальник секции по инвестиционному обслуживанию народного комитета города Расона Ким Хен Пхир. — Идея открытия порта Раджина заключается в том, чтобы обеспечить транспортировку грузов в Европу и Юго-Восточную Азию и, наоборот, через Россию. То есть, порт станет связующим пунктом. Географически эта экономическая зона находится в очень полезном месте».

Цифры впечатляют: по сообщению ОАО «РЖД», выполнена реконструкция 65,8 км железнодорожных путей, девяти станций, трех тоннелей (самый длинный из них — около четырех километров), 30 искусственных сооружений, проложено 50,4 км магистрального кабеля связи, 50,4 км оптико-волоконного кабеля, обустроено 49,6 км кабельной сети электронной системы счета осей, построено 18 мостов. Отремонтировали и мост Дружбы — по нему проходит российско-корейская граница. В сентябре 2013 года по участку железной дороги «Туманган – Раджин» пошли поезда. 18 июля открылся грузовой терминал. Есть планы модернизировать участок «Хасан — Барановский» (он связывает Транссиб и Транскорейскую магистраль), но только если будет грузопоток.

Специалисты из Приморья, Амурской и Иркутской областей и других регионов нашей страны съехались на «большую стройку». Электрогазосварщики Дмитрий Канищев и Юрий Трухин в Северной Корее проработали три года. Вспоминают, что, когда год назад сюда пришли, даже трактор не мог проехать, стоял один ангар. Поверить было сложно, что уже летом в порту «поселятся» металлические исполины — техника, невиданная для этих мест.

О том, что «возводили экономику братской страны» наши соотечественники даже не задумывались, — каждый просто делал свое дело. «Мы много что видели, но такой огромный проект на нашей памяти первый, — рассказали они. — Железную дорогу построили, мосты, трубы, порт. Опять же — не каждый человек побывает в Северной Корее, в жизни такое только раз. Сложнее всего было строить именно на месте этого терминала. Мы ведь в основном по «железке» работали раньше, а здесь специфика другая, надо было площадку готовить, бетоном заливать, армировать. В бригаде у нас были и северокорейцы — разнорабочие. Общались мимикой, жестами. И переводчик был, ну и мы научились немного говорить. Они доверчивые, им интересно. Но если нет командира — корейца — за дело не возьмутся».

К порту на станцию Раджин подходят поезда. Ковш экскаватора забирает уголь из вагонов и высыпает прямо на землю. Оттуда трактором горючий камень подается в просеиватель, который отделяет большие куски от общей массы. После грузовики везут «черное золото» к судну. Специальное пылеподавляющее устройство опрыскивает кучи угля водой — специалисты говорят, что таким образом решается и экологическая проблема. Собственно говоря, здесь уголь не только перегружают и хранят, но и очищают от металлических включений и сортируют.
Китайское судно Jin Hai Zheng стало первым отправившимся из порта «Раджин». Оно отвезет 43 000 тонн в порт Тайчжун. На данный момент именно южные порты Поднебесной — основной потребитель угля из России. До места назначения груз будет идти четыре-пять дней, обещают работники порта.

Загружают судно два крана — по 500 тонн угля в час каждый. Вообще же причальная линия длиной в 480 метров позволяет встать и загружаться двум пароходам одновременно.
Начальник терминала Евгений Соков говорит, что в этом году через перегрузочный комплекс пройдет два миллиона тонн угля, со следующего года — пять. И это только на начальном этапе. Дальше объемы предполагается увеличивать.

«Техника преимущественно российская. В частности, все конвейерное оборудование: три пятнадцатиметровых конвейера, в конце июля приходят еще два наклонных стакера по сорок метров суммарной производительностью две тысячи тонн. И в конце года придут конвейерные линии, 500-метровый конвейер и 16 тридцатиметровых конвейеров. Есть незначительное количество китайской техники и эксклюзивное оборудование для очистки угля из стран Евросоюза. В текущем году терминал ежедневно может обрабатывать 90 вагонов в сутки. В следующем году производительность увеличится до 200 вагонов», — рассказывает Евгений Соков.

Сейчас около 70 % рабочих порта — россияне, остальные — корейцы. В конце года планируется изменить это соотношение наоборот. Всего же на оборот в пять миллионов тонн угля потребуется около 400 рабочих.

«Уважаемого товарища Ким Чен Ына и уважаемого президента Владимира Путина» на церемонии открытия терминала не раз вспоминали с благодарностью.

«В этот знаменательный момент провозглашения всему миру открытия перегрузочного терминала в порту Раджин я от имени корейских железнодорожников подтверждаю, что мы будем выполнять свое дело с ответственностью. Мне хотелось бы пожелать, чтобы беспрерывно громко звучали гудки паровозов на железнодорожном участке «Раджин — Хасан» и кораблей в порту. Они будут символизировать сотруднические отношения между странами Европы и Азии», — сказал министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су.

С введением нового терминала загрузка Транссиба и БАМа существенно увеличится. Чтобы наши транспортные возможности не подкачали, «РЖД» сейчас вкладывается в развитие железных дорог Восточного полигона. «Грузы частично перераспределятся сюда с портов, пропускные способности которых не позволят принимать большие объемы. Здесь уже есть часть угля, которая могла бы пойти в Ванино, — прокомментировал Владимир Якунин. — Сегодня на полуострове есть планы по восстановлению Транскорейской железной дороги. Существующее разделение не соответствует интересам ни одной, ни другой стороны. Не считаю возможным дискутировать о перспективах экономического сотрудничества или объединения на Корейском полуострове. Но я глубоко убежден, что развитие экономических связей будет способствовать стабилизации обстановки между странами».

На пирсе № 3 прозвучали гимны России и Северной Кореи, дал гудок поезд с кузбасским углем, прибывший из Хасана, ему вторило судно Jin Hai Zheng. Женский оркестр Министерства железных дорог КНДР исполнял патриотические песни Кореи и любимые всеми «Подмосковные вечера». А в заключение торжественной церемонии по хорошей русской примете пошел дождь.

С этого дня работы в порту не будут останавливаться ни на минуту.

Новости Владивостока на VL.ru

1405345902_pp-2 1405345918_pp-7 1405345921_pp-12 1405345926_pp-11 1405345927_pp-6 1405345947_pp-3 1405345953_pp-5 1405345960_pp-9 1405345975_pp-4 1405345978_pp-10 1405345984_pp-8 1405345995_pp-1 1412747794_v-14 1412747797_v-20 1412747798_v-5 1412747798_v-9 1412747800_v-1 1412747800_v-3 1412747810_v-35 1412747814_v-22 1412747814_v-39 1412747818_v-15 1412747818_v-43 1412747820_v-11 1412747820_v-34 1412747822_v-13 1412747822_v-16 1412747827_v-19 1412747829_v-41 1412747832_v-30 1412747838_v-21 1412747839_v-25 1412747842_v-6 1412747843_v-7 1412747844_v-36 1412747849_v-32 1412747852_v-10 1412747855_v-27 1412747858_v-4 1412747859_v-33 1412747861_v-24 1412747867_v-17 1412747869_v-8 1412747871_v-31 1412747873_v-26 1412747874_v-2 1412747874_v-12 1412747874_v-38 1412747879_v-37 1412747890_v-18 1412747890_v-23 1412747902_v-28 1412747903_v-42 1412747910_v-40